Подпись:

Если хочешь, чтоб тебя любили,- ЛЮБИ.

                           Сенека

 Сегодня мы обсуждаем тему: «Я люблю…»

  Основные понятия темы: нравственные нормы;доброта;любовь;уважение.

 

    Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и людям? Сколько раз в день ты произносишь: «Я люблю...»? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя все то, что ты любишь? Однако мы ведем речь о правилах нравственности, определяющих отношения между людьми. Насколько длинён будет список людей, которых ты уважаешь и любишь? Поиграем в детскую игру: «Я знаю пять деревьев: береза — раз, клён — два и т.д.». Назови число людей, которых ты любишь:

«Мама — раз...» А можешь ли ты сосчитать число людей, которые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше?

Любовь — это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встретился или обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего ее. Она воодушевляет, возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее.

Значимость любви к людям отметил великий русский писатель Лен Николаевич Толстой (1828—1910). Однажды его спросили:— Какой самый главный момент в жизни человека?

— Настоящий момент, — ответил писатель.

— Какой человек в жизни самый главный?

— Тот, с кем вы общаетесь в настоящий момент.

— А какое дело самое главное в жизни?

— Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви!

А как же завоевывать любовь и уважение и как учиться дарить их другим? Л.Н. Толстой дает следующий совет: «Самый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — кто живет чужими мыслями и своими чувствами». Значит, любовь, в первую очередь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ и СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ и СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. «душа — всему мера», «душа — заветное дело», — подсказывают русские пословицы. А старая истина гласит: «Единство в главном, разногласия в неглавном и во всем любовь».

доброе и уважительное отношение к людям исходит от внутреннего чувства, которое воспитывается постепенно. Поразмыслим над этим.

Любовь эстетизирует половое влечение, мощную силу инстинкта продолжения рода, «безумие» «низших» чувств. Она укрывает тайну зачатия благоухающими цветами, возносит земные чувства к бесконечности космоса. Все, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество самой природы.

Любовь — это самое утонченное, самое хрупкое творение психической жизни человека. Нет ничего более убийственного для нее, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безапелляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с помощью тончайших инструментов сознания. В его природе чувствуется блеск бриллианта и прозрачность фарфора. Иногда малейшее неосторожное движение оказывается губительным для него. Надо беречь «блеск» и «прозрачность любви и красоты: они так ранимы…

 В помощь педагогу

Хорошее здоровье — это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье — это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом, доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением.

Объясните учащимся, что они будут играть в игру «Остров Мечты». Скажите им, что это игра, в которой сбывается мечта любого человека. Однако каждый ученик должен выбрать только одну мечту из предлагаемого списка: Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, дружба и Семья. Напишите эти слова в виде заголовков колонок на доске. Работа должна проходить в быстром темпе. Спросите ученика: «Какова твоя мечта?» дайте ему всего лишь несколько секунд на ответ и спрашивайте следующего. Помечайте ответы школьников в соответствующих колонках на доске. После того как опрошены будут все, попросите некоторых из них объяснить свой выбор. Спросите, почему они не выбрали что-либо другое, в частности, здоровье. Пусть ученики обсудят вопрос: как те решения, которые они принимают теперь, в отношении своего здоровья, скажутся в ближайшем и отдаленном будущем, скажутся в большой степени на их мечтах и жизненных целях.

Две модели состояния влюбленности.

Чувство любви рождается при наличии особого душевного состояния, которое называют влюбленностью. В чем же особенность такого состояния?

Можно вести речь о двух, по крайней мере, моделях поведения влюбленного. Первую условно назовем «вдохновение»: человек испытывает прилив интеллектуальных и творческих сил, активно реализует свои потенциалы, превосходя самого себя. Другая модель поведения влюбленного - «заторможенность». Для нее характерны спад сил, ограничение потребностей и интересов личности в плоскости «я и любимый человек», некоторое притупление интеллекта и эмоций.

Ощущение, восприятие, память, внимание, мышление и воображение — все познавательно -творческие процессы протекают почти у каждого влюбленного не так, как обычно, нередко дают даже искаженную информацию о внешней среде и внутреннем мире человека. Эти процессы проявляются как бы в новом диапазоне, что, по-видимому, связано с подключением таких пластов психики, которые обычно не функционируют или функционируют крайне редко.

Если поведение влюбленного соответствует типу «вдохновение», все виды ощущений активизированы и посылают в мозг более мощные, чем обычно, нервные импульсы, Прежде всего они связаны с любимым человеком, однако общее состояние накладывает отпечаток на все реакции влюбленного: многое он чувствует обостренно, повышаются его реактивность, впечатлительность. Восприятие формирует яркие образы действительности, поэтому часто образ любимого человека идеализируется, влюбленные люди очень впечатлительны и легко ранимы. Память действует активно, влюбленный охотно заучивает или припоминает стихи, рассказывает истории из своей жизни. Внимание хорошо контролирует все его поступки, речь, поэтому такие влюбленные часто предупредительны, галантны, наблюдательны. Воображение становится ярким, образным, влюбленный блещет остроумием и находчивостью.

Иначе проявляются познавательные психические процессы, если имеем дело с моделью «заторможенности». Они также действуют в нетипичном диапазоне, но находятся в подавленном, пассивном состоянии. Мышление сосредоточено на информации, преимущественно относящейся к любимому человеку и взаимодействию с ним, потому влюбленный мыслит, как правило, некритически, игнорирует доводы разума, советы со стороны (старинная поговорка гласит: «Невозможно любить и быть умным»). Состояние влюбленности для рассматриваемого типа человека — наиболее благоприятная почва для самообмана. Память фиксирует самые незначительные явления, относящиеся к объекту любви и к переживаемым личностью состояниям, в то же время плохо воспроизводятся многие события прошлого. Вот почему такой влюбленный живет лишь настоящим, нередко пренебрегает личным опытом, усвоенными нормами, собственными принципами.

Родителям

Подростки представляют собой проблему для родителей и учителей. Именно в этом возрасте дети начинают подчеркивать свою независимость от родителей, начинают больше значения придавать своим друзьям и начинают осознавать себя в качестве социально значимой единицы.

Именно эта растущая независимость и может представлять трудность для родителей, особенно в такой сложной области, как вопросы полового воспитания и повседневные проблемы общего здоровья. Родители могут задаваться вопросом, всего ли удалось достичь, к чему они стремились, особенно в доведении до ребенка нравственных норм, убеждений и своих надежд в сфере отношений полов. Они могут беспокоиться о том, все ли знает ребенок из того, что ему положено знать для принятия разумных решений. Они могут волноваться, сумеет ли их ребенок противостоять нажиму со стороны сверстников, направленному на то, чтобы по- будить их ребенка действовать в противоречии с их родительским ожиданием. Их может охватывать двойственное чувство: отношение к подростку как к своему ребенку и одновременно признание того факта, что он взрослеет.

 

Помимо всего прочего, родители являются главным примером для своих детей и решающим фактором в социальном нравственном и эмоционально развитии учащихся, с которыми учителя ведут повседневную работу. Это означает, что школа и семья должны стремиться наладить тесное взаимодействие в вопросах полового воспитания.

Упражнения и задания

1. Опиши (устно или письменно) действия людей, которые хотят показать, что они тебя любят, хорошо к тебе относятся.

2. Подумай и назови, в чем заключается разница мёжду похожими действиями людей, совершаемыми из чувства любви и по другой причине, например, из-за страха или ложного чувства долга и др.

3. Закончи предложения:

Я могу показать, что я люблю себя, тем, что...

Я показываю маме, что люблю ее, тем, что я...

Я могу показывать папе, что забочусь о нем, когда я...

Я хочу, чтобы мой друг (подруга) знал(а), что я забочусь о нем (о

ней). Поэтому я...

Я могу показать уважение к взрослым людям тем, что...

Я часто стараюсь придерживать входные двери, потому что...

4. Христианское понимание любви к людям изложено в Новом Завете Библии. Объясни и попробуй привести свои аргументы «за» или «против известных постулатов библейского текста:

Любовь долго терпит, милосердствует...

не завидует...

не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,

не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1-е Кор. 13:4—7).

5. Как бы ты закончил предложение: Любовь никогда не перестает..

(Окончание предложения ты найдешь там же, в тексте Нового Завета).

б. Докажи своими примерами известное утверждение: «Любовь творит чудеса!»

7. Следующие задания можно объединить словом «Предположим...»

а) Предположим, что ты сможешь получить 1 млн. долларов. Чем ты готов пожертвовать ради денег?

б) Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать?

в) Предположим, что все люди твоего города, твоей страны, всего мира начинают любить друг друга...

Придумай историю, которая так начинается.

8. В чем, на твой взгляд, заключается разница между словами «добрый и «добренький»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы психолога

В этой рубрике мы будем освещать темы, которые интересны многим читателям . Это отношения между полами, взаимоотношения с родителями, с учителями, конфликты, . На этой страничке вы найдёте полезные советы как выйти из щекотливой ситуации. Нам можно задать вопрос по электронной почте и мы совместно с психологом школы Деминой Е.Л постараемся дать квалифицированный ответ

Темы для обсуждения

 

1. Ранняя любовь

2. Конфликты между одноклассниками

3. Несправедливое отношение к ребёнку

 

 

Ответ психолога

В чём причина конфликтов между мальчиками и девочками  11-12 лет . Как вести себя взрослому.

Раиса Михайловна(мама ученицы 5 го класса)

Начало полового созревания, гормональные изменения пробуждают у девочек влечение к противоположному полу, и нападки на мальчиков являются первой, неумелой формой кокетства.

Мальчики же, оставаясь ещё детьми, без признаков начавшегося полового созревания, сами пристают к девочкам, пытаясь, прикоснутся или потискать их, отпуская разнообразные шуточки.

Сложности между полами проявляются уже у трёхлетних детей, усугубляясь, сохраняются на протяжении всей жизни и имеют место во всех типах человеческих сообществ. Обособленность полов достигает максимума в 11-12 лет. В это время девочки и мальчики пользуются любой возможностью, чтобы продемонстрировать враждебное, презрительное отношение к представителям противоположного пола и свою полнейшую независимость в их существование на этом свете.

Уже через 1-2 года ситуация смягчается и дети охотно контактируют друг с другом, при условии, что их взаимодействие организует взрослый.

Если не фиксировать внимание на обмене «любезностями», то общение доставляет подросткам большое удовольствие, хотя на словах не многие из них готовы признать это. Позже, в ранней юности, прикладываются усилия, чтобы иметь повод общаться с представителями другого пола. Прямо об этом не говорится. Делают вид, что взаимодействие – результат обстоятельств, а сами они в нём не заинтересованы.

 

 

 

Свои вопросы направляйте на email

dustus1967@pochta.ru

 

Домашнее чтение

 Роберт Бернс

 

В полях, под снегом и дождем,

Мой милый друг,

Мой бедный друг,

Тебя укрыл бы я плащом

От зимних вьюг,

От зимних вьюг.

А если мука суждена

Тебе судьбой,

Тебе судьбой,

Готов я скорбь твою до дна делить с тобой,

делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол, Где ночь кругом,

Где тьма кругом, — Во тьме я солнце бы нашел

С тобой вдвоем,

С тобой вдвоем.

И если б дали мне в удел Весь шар земной,

Весь шар земной,

С каким бы счастьем я владел Тобой одной,

Тобой одной.

 

          ***

Сергей Есенин

 

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий,

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз златокарий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан.

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

 Я б навеки пошёл за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

 

 

Используются технологии uCoz