Подпись:

Из истории этикета

На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Обычай, ряд, т.е. сам собственно этикет, говоря по-французски, бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге, при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах...

Изба у русича была и домом и храмом. На Руси оскорбление гостя влекло за собой общественную месть: сожжение дома. Всякий странник, иноплеменник, входя под кров известного дома, вступал под защиту его пенатов, отдаваясь под охрану разведенного в очаге огня.

домовой — первоначально огонь, а затем хранитель духа дома, — его идеал. «Чур» в санскрите означает жечь, «чур» — древнее название домового. Отсюда пращур (чур), чересчур и т. д.

С глубоким почтением русские относились всегда не только к самой пище, но и ко всему, что ее окружало, довольно почтенный возраст имеет столовая ложка. Еще до крещения Руси упоминает как привычный в употреблении предмет. Ложки, как и ножи, носили при себе в особых футлярах за голенищем сапога. Еще в прошлом веке о подобном факте свидетельствуют стихи:

 

Я первым был ефрейтором по праву,

Науки сложность брал я за рога,

И ложку, звонкую раззяву,

Носил за голенищем сапога.

В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Расколотые «пеленали», о чем свидетельствует нам загадка: «Стар стал — пеленаться стал». Отличительные черты одного из русских сосудов — братины, ковши с шаровидным туловом.

  Пили из них вкруговую для заздравного пития предназначались, чаши и рога. В «Руслане и Людмиле» Пушкин изобразил емко и красочно свадебный пир Древней Руси:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал:

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники   носили

И низко кланялись гостям.

Правила  поведения за столом были строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, Бросать остатки пищи на пол, громко говорить и смеяться. Перед тем как сесть за стол, каждый должен перекреститься. Иногда читались соответствующие

молитвы перед вкушением пищи и после насыщения: в конце еды. Хозяин дома сидел в красном углу (у славян подобный домовладыка носил имя огнищанина) и следил, чтобы каждый ел, не обгоняя друг друга. Каждый малый русич знал поговорку

: «Когда я  ем, я — глух и нем».

Российская аристократия узнала вилку (с двумя зубцами) в XYIII веке.

  Было принято выпивать чару вина единым духом, а не пить «по - куриному», глотками, как это наши западные соседи. Быстрое опьянение считалось неприличным:

Каждый в меру свою напивайся. Беда не велика

В ночь, возвращаясь домой, на раба опираться; но слава

 Гостю, который за чашей беседует мирно и тихо.

( А.С. Пушкин. Из К. Колофонского)

После горшка большое значение до появления «тарел» имела миска. делали миски из глины, дерева, позднее — из металла.

Из одной миски зачастую ела вся семья или артель, можно представить размер миски!

В древних книгах по этикету давались советы, как культурно есть из общей миски, так сказать, из общего котла. «Тарела» более мелкая по сравнению с миской и была предназначена для индивидуального пользования. Изначально тарелы заменяли большие ломти хлеба. Обедающий клал на них густую пищу, куски мяса, рыбы и т. д. Настоящие тарелки на Руси появились в ХУI веке. Безусловно, поначалу в основном люди брали пищу руками, до сих пор в Казахстане прекрасное блюдо «бешбармак» едят руками, о чем говорит название этого блюда на тюркском языке. «А мои куряне с конца копья кормлены, — говорит князь Всеволод. В античной Греции не знали никаких столовых приборов и еду брали руками из общей посуды. На Востоке этикет стремился к ритуальности, но в условиях пустынь, длительных переходов на торговых путях он был так же прост и дик, как сама природа Востока. В стихах Р. Киплинга есть живая картина приема пищи в походных условиях:

Громко кипел мясной котел.

Отточили ножи, и я пришел

К погонщику мулов Магбуб-Али,

Который уздечки чинил вдали

И полон был сплетен со всей земли.

добрый Магбуб-Али говорит:

«Лучше беседа, когда ты сыть-.

Опустили мы руки, как мудрецы,

В коричневый соус из жирной овцы,

И тот, кто не ел из того котла,

Не умеет добра отличить от зла.

МЫ СНЯЛИ с бород бараний жир,

Легли на ковры, и наполнил нас мир,

На Север скользил разговор и на Юг,

И дым ему вслед посылал чубук.

Хранителями правил поведения, обрядов и т.д. были в древности во всех странах старейшины, жрецы, на, Руси — обрядихи, волхвы или домовладыка — огнищанин.

Фиксироваться письменно этикет начал в римских рукописях, например в гомеровской «Одиссее». О культуре поведения в обществе, за столом, как одеваться, говорить, пить и знакомиться с женщинами блестяще написал в своей поэтической поэме «Искусство любить» Овидий. Со временем появился этикет политический, Влияние церкви на этикет было всегда ощутимым. Родиной светского этикет считают Италию. Россия до ХУI века в принципе была в изоляции, хотя некоторые новшества этикета из западных стран доходили и до нее. Праздничные столы в России эпохи Ивана Грозного были просто диковинны по роскоши посуды, убранству стола, но более всего самим составом яств! Вот как описывает Алексей Константинович Толстой пир Ивана Грозного, который он устроил для 700 опричников:

середине палаты стоял огромный четвероугольный стол с поставом из дубовых досок. Крепки были толстые доски, крепки точеные столбы, на коих покоился стол; им надлежало поддерживать целую серебряной и золотой посуды. Тут были и тазы литые.., тяжелые ковши и кубки, усыпанные жемчугом

-:.и блюда разных величин с чеканными узорами. Тут были и чары сердоликовые, и кружки из строфокамиловых (страусовых) яиц, и турьи рога, оправленные в золото. А между блюдами и ковшами золотые кубки странного вида, представлявшие медведей, львов, петухов, павлинов, журавлей.

 С появлением Ивана все встали и низко поклонились ему... окинув взором собрание, царь поклонился стороны; потом вслух прочитал длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу и опустился в кресла. Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем,

-поклонились   ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни жареных лебедей на золотых блюдах... Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты  с тремя сотнями жареных павлинов... За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги блины всех возможных родов...

 На столы поставили сперва разные студни, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячерную и курячью шафранную. За ухой подали рябчиков со сливами, гусей со пшеном и тетерок

  Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости как уже ни нагрузились, но не было ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном...»

  Поводов для праздника у наших предков, как и у современников, всегда было достаточно.

Письменные правила поведения на Руси были напечатаны в книге «Правила поведения» в 1204 году.

вести себя в жизни, поведал своим сыновьям князь Владимир Мономах («Поучения»)

Используются технологии uCoz